30 сент. 2011 г.

Форум "Экспорт белорусских продуктов питания": краткий отчет

29 сентября выступал с докладом на форуме "Экспорт белорусских продуктов питания" в Минске.  Организовал форум Анатолий Акантинов, который в сложных реалиях белорусского бизнеса развивает и поддерживает интерес не только к тематике маркетинга, но и к продвижению имиджа Беларуси в целом и ее отдельных отраслей.

Вот некоторые идеи, которые у меня сформировались по результатам участия в форуме, общения с участниками и ответов на их вопросы:

1) экспортом нужно заниматься в том случае, если
  • экспорт может стать существенной частью бизнеса (не менее 30% от выручки компании)
  • продукция компании конкурентоспособна по своим качествам (функциональным и маркетинговом) на целевых рынках
  • целевой рынок растет и есть свободные ниши
  • компания может зарабатывать на экспорте, больше, чем на внутреннем рынке (например, позиционируя на внешних рынках свой продукт как Imported Premium)
  • у компании есть деньги финансировать экспортную программу до ее выхода на самоокупаемость, даже если эти расходы превышают привычный уровень инвестиций на внутреннем рынке
Если этого всего нет - не надо тратить время и деньги, лучше заниматься внутренним рынком

2) все-таки европейская страна (даже не самая благополучная) должна стараться экспортировать продукты высокого уровня передела, а не давать зарабатывать переработчикам на внешних рынках

3) государственная собственность компаний - величайшее зло. Людям не дают тратить деньги даже на трейд маркетинг, вешают на прибыльные компании убыточные колхозы и т.д.

4) государство не должно участвовать в коммерции ни каким образом. В Минске товарищ из белорусского Минпромторга рассказывал как прекрасно работают торговые дома в Армении и Туркменистане, которые представляют на одной площадке по 150 производителей - от унитазов до водки. Я не могу представить себе в роли клиента такого торгового дома серьезного дистрибьютора, туда, скорее всего, ходят всякие мелкие торговцы, которым никто не дает товар.

5) государство должно поддерживать экспортеров не дурацкими торговыми домами, а внешней маркетинговой активностью по продвижению имиджа страны как место происхождения качественных товаров.

В ноябре Анатолий Акантинов организует второй форум "Имидж Республики Беларусь", который сейчас как никогда актуален в условиях экономических катаклизмов, которые навалились на соседа России. Надеюсь, что форум предложить реальные шаги, которые поддержат экспортеров белорусских продуктов.

Комментариев нет: