1 дек. 2008 г.

Поведение компаний в кризис - спасение утопающих дело самих утопающих? Вряд ли...

Почти весь ноябрь я не имел возможности писать в блог, однако сделал множество наблюдений, которыми буду делиться в течение этой недели. Часть из этих наблюдений касается поведения российских (и не российских тоже) компаний. Создается странное впечатление, что вопреки известному издревле принципу, что совместные усилия кратко увеличивают эффект индивидуальных, все участники рынка занимаются исключительно спасением себя самих и то в краткосрочной перспективе.

Вот лишь несколько примеров.

Большинство банков за последние два месяца подняли процентные ставки по ранее выданным кредитом почти в 1,5 раза. Банкам, конечно, лучше. Вот только вопрос: разве у заемщиков увеличилась доходность операций? Думают ли банки о том, что в следующем году они недосчитаются некого количества хороших клиентов, которые не справятся с их возросшими запросами?

Славные ритейлеры, которые последние годы росли исключительно на продажу крупным западным игрокам на кредитах и мало думали о прибыли, теперь вдруг озаботились и стали требовать от поставщиков больше скидок и длиннее отсрочки. А разве у производителей появились длинные дешевые кредиты, чтобы кредитовать ритейлеров, или маржа увеличилась?

Сами производители не платят своим поставщикам, откладывая счета за сырье, материалы и услуги "на потом", таким образом, вроде бы решая проблемы с наличностью. А думают ли они, откуда они потом возьмут деньги рассчитаться. И есть ли уверенность в том, что поставщики, не получая денег за отгруженные материалы или оказанные услуги и не имея доступа к кредитным средствам, смогут пережить этот кризис.

Действие каждого звена каждого вертикального рынка вносит свой вклад в разрушение этого самого рынка, наносит ему непоправимый вред. Единственный выход: совместное решение проблем, когда все звенья цепочки формирования стоимости участвуют в формировании этого решения, чтобы риски и потери были равномерно распределены и, тем самым, потери каждого и в кратко-, и в среднесрочной перспективе были минимизированы.

А так получается, что все дружно пилят сук, на котором сидят. Еще несколько месяцев такой работы, и вместо отдельных вертикальных рынков так могут остаться лишь голые стволы без суков.

2 комментария:

marketing-scout комментирует...

Хорошее наблюдение. Участники вертикальных цепочек опомнятся тогда, когда часть этих самых участников вылетит с рынка. А пока каждому своя рубашка ближе к телу.

TSDrive комментирует...

"А может так надо? А мождет в этом есть великая сермяжная правда?..."-примерно так думал Васисуалий Лоханкин после порки, добавляя про себя на счет"..выйду обновленным.."
Я бы поделил участников цепочки на категории от "конченных кАзлов" до "полностью порядочных". И этим кАзлам еще бы давал дополнительного пинка под зад, а п/п -по мере сил поддерживал устойчивость их бизнеса. Что, собственно я сейчас и делаю, понимая, что п/п еще долго будут моими заказчиками, а не конкурента..