2 дек. 2008 г.

Поведение компаний в кризис - часть 2. Что мы сокращаем.

Недавно было опубликовано исследование Ernst & Young о том, что три статьи, которые первыми подвергаются сокращению в нынешние времена - персонал, реклама, консалтинг. Давайте кратко рассмотрим каждую из этих статей.

Персонал.

Большинство компаний тупо (именно - тупо) сокращают персонал по разнарядке - 15%, например, сотрудников отправляется на улицу. Само по себе это странно, так как кризису подразделения подвержены в разной степени. В результате за пределами предприятия могут оказаться вполне полезные и перспективные сотрудники. Так, сегодня я узнал, что многие российские производители электроники сокращают целые группы разработчиков, так как в ближайшее время не планируют запускать новые продукты. Еще месяц назад стоял вопрос - а где же взять разработчиков? Теперь они нужны. А когда они понадобятся снова - через месяц, полгода или год - эти люди будут уже заняты, причем, вероятно, на непрофильной, но более оплачиваемой, работе.

Вторая сторона сокращения заключается в том, что некий завод, увольняя, предположим, 1500 человек, именно такое количество людей выбрасывает с потребительского рынка. Они будут экономить, сокращать потребление, и, в конце концов, это волнообразно дойдет и до самой компании, которая так или иначе работает на потребительский рынок. В результате продажи будут падать. Еще один способ разрушать свой собственный рынок сбыта.

Я не против сокращений как таковых. Неплохо выставить на улицу ничего не умеющих юнцов, определявших еще недавно свою зарплату как сумму желательного модного гаджета, количества походов в кафе и прочей внешней части жизни. Но сокращать надо вдумчиво и бережно, анализируя процесс за процессом. Фактически речь должна идти не о сокращении, а о тщательной оптимизации.

Реклама.

В 1998 году первым делом все компании стали сокращать затраты на только появившемся в России маркетинге. В результате многие из них, имена которых мы уже и не помним, навсегда ушли с рынка, потеряв своего потребителя.

Кризис - лучшее время для атаки. Это время, когда агрессивный маркетинг способен привлечь новых потребителей, разрушив базу для более слабых и менее решительных конкурентов.

Опять же, речь должна идти не о сокращении затрат, а об оптимизации - о поиске инструментов, которые будут мультиплицировать эффект.

Консалтинг.

Не хочется выглядеть ангажированным, так как я сам являюсь частью отрасли консалтинговых услуг, но неужели вдруг у всех появились навыки и время для решения задач, под которые привлекались консультанты. Уверяю: навыков не прибавилось, а времени - не убавилось. Да и задач прибавилось - та же оптимизация, которую большинство компаний делают, к сожалению для всего рынка, по разнарядке.

2 комментария:

marketing-scout комментирует...

Сокращая или убирая расходы на рекламу, консалтинг, компания тормозит только саму себя. А вот сокращение персонала - это социальная угроза. При этом многие просто копируют действия других, мол, у соседа уволили 100 человек, дай-ка я тоже уволю. Это говорит о незрелости бизнеса, построенного на дрожжах растущей экономики.

TSDrive комментирует...

Расходы на рекламу мы однозначно пересматриваем, но не в сенсе урезания до "0" суммы, а перенацеливаем. Конечно заботится об эффективности следовало раньше! Но маркетинговая активность в период кризиса все равно должна сместить фокусировку.
Увольнейние персонала? Конечно же в компаниях по управлению активами хозяева разгонят всех недоучек, которые способны работать только на бычьих трендах без прицела на среднесрочную перспективу.
А вот инжинера, который формировался у нас в команде, как спец, еще со студенческой скамьи? Да я свою жену раньше уволю.