25 окт. 2008 г.

Перспективное развитие в России

В начале прошедшей недели мне довелось побывать на Общероссийском форуме "Стратегическое планирование городов и регионов России". У форума также было и неофициальное название - "Территория 2020". Это мероприятие проходит седьмой раз в Санкт-Петербурге и собирает главным образом представителей региональных и городских администраций, которые приезжают послушать друг друга и представителей федеральных ведомств.

Одной из основных тем для обсуждения была "Концепция долгосрочного развития России до 2020 года", разработанная Минэкономразвития и представленная в настоящее время на утверждение Правительством. С учетом возможных корректив, вызванных кризисом, основные тезисы, которые могут быть интересны для бизнеса, таковы:

  • развитие экономики, сфокусированной на инновациях (инвестиции в R&D на уровне 2,5-3%% от национального ВВП и увеличение доли инновационной продукции до 25-35%%);
  • развитие международного транспортного транзитного центра в России;
  • диверсификация промышленности и изменение структуры промышленного производства (сокращение доли ТЭК и рост доли машиностроения и сырьевого комплекса); фокус на гражданском авиастроении, ракетно-космической промышленности, коммерческих космических пусках, судостроении и атомной энергетике;
  • снижение энергоемкости экономики на 40%;
  • развитие в России регионального финансового центра.
Подробно можно почитать, скачав презентацию с сайта МЭРТ: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/resources/39aafa804ab8615ab42cfc4234375027/pressovfed_1.ppt

Мое впечатление от полученной информации двойственное: с одной стороны, все звучит правильно, красиво и многообещающе. С другой стороны, есть ряд факторов, которые ставят под вопрос достижимость этих целей:

Во-первых, слабость финансовой системы, которую продемонстрировал нынешний кризис;
Во-вторых, высокий уровень износа (физического и морального) большинства производств в России, что вызывает сомнения в их инновационном потенциале и потенциале снижения энергоемкости;
В-третьих, колоссальный кадровый голод в технологической сфере, что не позволяет предположить, откуда возьмется столько инноваций в столь короткий период времени;
В-четвертых, отставание нашего машиностроения (за исключением оборонного) составляет десятилетия, не непонятно, с какой радости будут расти продажи отечественных гражданских самолетов, новые модели которых (в отличие от классики типа ТУ-134 и ТУ-154) абсолютно вторичны и российского в них, в основном, планеры.

Тем не менее, радует, что у нас снова есть план "А". Осталось, чтобы появились ресурсы.

Комментариев нет: