8 окт. 2008 г.

Кризис как способ излечения

Так получилось, что я не писал в блог больше двух месяцев. За это время произошло много событий, важнейшим из которых стал разразившийся мировой экономический кризис. Некоторыми размышлениями о нем я хотел бы поделиться.

На мой взгляд, этот кризис является свидетельством несостоятельности ставших популярными в последнее десятилетие бизнес-моделей. Цепочка "1) купить или создать бизнес; 2) масштабировать; 3) продать быстро и дорого" привела к тому, что компании покупались и продавались с огромными мультипликаторами к выручке и EBITDA и с огромными же убытками без шансов выйти на прибыльность в ближайшее время. Для наращивания этой стоимости привлекались огромные кредиты, которые шли на открытие новых магазинов, выпуск новых брендов, выход на новые рынки, при том, что старые до сих пор не приносили прибыли.

Сущность бизнеса как способа извлечения прибыли из основной деятельности предприятия подменилась спекулятивной деятельностью по многократной перепродаже не очень эффективных компаний. Понятие "Бизнес на всю жизнь" перестало иметь какой-либо смысл - большинство бизнесменов продавали свой бизнес через три-четыре года его работы. В одной из книг я прочитал, что главное теперь - темп роста, а не производительность, качество и способность создавать новые продукты. Это привело к ряду прискорбных последствий. Во-первых, оказались переоценены компании сектора услуг и компании, которые ничего не производят (в частности, интернет-проекты) и недооценены компании реального сектора. Во-вторых, это привело к притоку инвестиций в отрасли, где обеспечением были идеи и абстрактная клиентская аудитория, а не материальные активы. В-третьих, оказался неадекватно большим разрыв в оплате труда между теми, кто хорошо думает, и теми, кто умеет делать что-то реальное.

Между тем, мир наш по-прежнему основан на материальных вещах. Мы ездим на автомобилях, сделанных из металла и заправленных бензином. Мы говорим по телефонам, которые сделаны из пластика, являющегося продуктом многократной сложной переработки попутного нефтяного газа. Мы едим хлеб, сделанный из пшеницы, и йогурты, произведенные из молока живых (а не виртуальных) коров. Мы одеваем костюмы из шерсти реальных овец, обстриженной вручную обычными людьми. И все это делается на оборудовании, которое проектируют инженеры и производят машиностроительные заводы. Это было, есть и это будет вне зависимости от места расположения глобального финансового центра, наименования мировой резервной валюты и принципов регулирования мировой экономики. И все это было обделено вниманием инвесторов во всем мире в годы, когда было легче привлечь деньги в сайт с коллекцией частных фото, чем в производство пельменей.

В какой-то момент эта система должна была взорваться, сметя на своем пути пирамиды из ценных бумаг, обеспеченных воздухом, и менеджеров, несущих нулевую ответственность перед абстрактным акционером за бонусы. Это случилось сейчас и это должно стать уроком и избавлением от перекосов.

Мой прогноз основных изменений (не касаясь большой политики и экономики) в бизнесе:

Возврат инвестиций в реальный сектор, в производство товаров;
Сокращение числа публичных компаний и возрождении идеологии предпринимательства, ориентированного на долгосрочное получение прибыли от деятельности компании;
Достижение баланса компенсации между уровнями персонала;
Повышение личной ответственности топ-менеджеров за прибыль компании.

Увы, иллюзия того, что перейдя в оптико-волоконные каналы капитализм стал другим, рассыпается на глазах. У него просто меняется лицо, но его трудолюбивая, настойчивая и неуступчивая сущность сохраняется.

Комментариев нет: