12 нояб. 2007 г.

Мыслите стратегическими категориями

После одного из семинаров мне задали два вопроса.

Первый вопрос: «В нашей компании отсутствует стратегия бизнеса и система стратегического планирования. Можно ли при этом построить сильную маркетинговую организацию и добиваться успеха?»

Второй вопрос: «Согласны ли Вы, что именно маркетинг является ответственным за создание бизнес стратегии компании?».

И в том, и другом случае мой ответ был «Нет», однако требовал разъяснения. Маркетинг, наряду с человеческими ресурсами, финансами, коммерческой деятельностью, НИОКР, является важнейшим, но лишь одним из инструментов реализации стратегии компании и достижения единой генеральной цели. Логически цепочка выглядит так: «маркетинговая активность направлена на достижение задачи маркетинга, которая в свою очередь позволяет выполнить одну (или несколько) стратегических задач компании, которые, в свою очередь, обеспечивают достижение генеральной цели и реализацию видения компании». Таким образом, при отсутствии стратегии и стратегических целей маркетинг (даже укомплектованный лучшими профессионалами) будет хаотично блуждать в отсутствии ориентиров, перебиваясь краткосрочными удачами.

Во втором случае я отметил, что маркетинг, несомненно, вносит значительный, иногда доминирующий вклад в создание стратегии, определяя целевые рынки и их потребности, однако его роль не является эксклюзивной, так как генеральная цель (например, достижение капитализации в Х млрд. рублей) достигается с помощью различных стратегий, среди которых в разных отраслях, в разных условиях и на разных стадиях развития могут преобладать как маркетинговые, так и коммерческие, финансовые, кадровые, производственные решения.

Маркетинг и стратегический менеджмент идут рука об руку. Там, где удается достичь синергии этих инструментов управления и развития, бизнес становится более устойчивым, а его развитие – более впечатляющим.

Мыслите стратегическими категориями.

Комментариев нет: