20 окт. 2011 г.

Спортивный маркетинг в России

Я болельщик ЦСКА, сколько себя помню. Когда в конце 80-х открылся первый фан-клуб (Клуб любителей спорта ЦСКА), я потратил свои мелкие школьные сбережения на членские взносы в этом клубе. И сейчас с нетерпением жду, когда любимый клуб войдет в элиту европейского клубного футбола не только по достижениям (тут тоже есть над чем работать), но и по способности монетизировать не только бразильских игроков, но и многомиллионную армию болельщиков.

Странно для болельщика, но того же я желаю и остальным клубам и Премьер-лиги, и первой лиги.

Но сегодня, я считаю, лидером по этому направлению является питерский "Зенит". Будучи в СПБ в понедельник-вторник, я посетил два фан-шопа - на Невском и на Московском вокзале (фото с вокзала). Не знаю, есть ли еще такие магазины, но эти два меня впечатлили. Во-первых, качеством ассортимента - там есть все, что можно купить в фан-шопе первоклассного европейского клуба (от традиционных футболок, "роз" и флагов до комплектов постельного белья и широкого ассортимента детских игрушек). Во-вторых, продуманностью "экстерьера" и интерьера - светлые, современные магазины, организованные столь же профессионально как бутики мировых брендов. В магазинах даже есть аппараты для продажи билетов на матчи!

Все это не идет ни в какое сравнение с тем, что я видел в последнее время - фан-шопы хоккейного "Динамо" в Минске, хоккейного "Авангарда" в Омске, футбольного "Шахтера" в Донецке. Им не хватает размаха, яркости, настроения, масштаба - всего того, что есть в "зенитовском" ритейле. А ощущения присутствия брендов ЦСКА, "Спартака", "Локомотива" и "Динамо" в Москве, на мой взгляд, не чувствуется.

На мой взгляд, увлекаясь трансферным бизнесом и освоением спонсорских бюджетов, российские клубы в футболе и хоккее не используют потенциал монетизации своих целевых аудиторий. Представьте себе аудиторию в 1 млн. болельщиков. Можно ли на каждом из них получить 20 долларов в год. Думаю, да, если использовать полный спектр инструментов:

- сувенирная продукция
- медиа продукты (диски, музыка, фан-журналы и т.д.)
- мобильные продукты ("голосовалки", "лайки", "обои" и пр.)
- pay per view video
- и т.д.

Это получается 20 млн. долларов в год. Это неплохо даже для топ-клубов! Кто сегодня использует этот потенциал? Пожалуй, никто. И мне кажется, что без этого российские клубы не смогут достичь тех спортивных и финансовых высот, как образцы лучшей зарубежной практики.

Комментариев нет: