3 мар. 2011 г.

Сериал "Брендинг Калужской области"

Тысячу раз давал себе обещание не писать критических постов )))) Но, увы, жизнь так часто толкает к этому. И вот на днях такой толчок потряс меня. Студия Артемия Лебедева, считающаяся лучшей в России и, в связи с этим, позволяющая критиковать (это корректное обозначение "Бизнес линча") всех остальных, создала шедевр территориального брендинга - бренд Калужской области:

Не хочется обсуждать сам дизайн. Об этом много было уже сказано, например, на Sostav.Ru. Хотя дизайн составил бы достойную компанию шедеврам советского логотипотворения 1970-х годов. Ну, да ладно. Поражает удивительная безыдейность разработанного символа. Где многовековая история Калужского края, где святые места, где героика, где Циолковский, где автомобильная промышленность наших дней, где современный девелопмент? Ничего из того, на чем строится или может строиться будущее этого региона, здесь нет. Есть клеймо для маркировки скота. И, если пермская "П", спорная, но, по крайней мере, харизматичная, может действительно считаться ярким примером и участвовать в формировании лучшей отечественной практики.
Однако, на мой взгляд, проблема не в креативе Лебедева, а в других не менее важных проблемах. Вот эти проблемы:
1. Непонимание Заказчиком (региональной администрацией) сути брендинга и маркетинга территории. В результате большинство регионов замыкаются на создании логотипа и PR-программы, а не ПРОДУКТА, который регион будет предлагать своим целевым аудиториям, и ИДЕИ, которая должна вдохновить целевые аудитории на взаимодействие с регионом. А нет идеи - и из под пера самого талантливого дизайнера может выйти полный бред вместо бренда.
2. Ажиотажная тусовка вокруг тематики территориального брендинга. WOW!!! Новый рынок!!! Здесь неискушенный клиент, почти такой же, как в бизнесе 10-15 лет назад, когда под вывеской брендинга можно было впарить незамысловатый фирменный стиль и рекламную кампанию. Теперь это уже не проходит, и каждый занимается своим делом. А тут пока еще все можно! И вот толпы студий и (что самое пугающее) бывших полит-PR-щиков, уже несколько лет ищущих тему, которая заменит им канувшие в лету выборы губернаторов, кружат-жужжат вокруг губернаторов и мэров, рассказывая сказки, как толпы инвесторов приедут на логотип. И наши чиновники, не вдаваясь в подробности, отдаются в их нежные руки. И рождаются проекты, которые забываются еще до того, как заканчивается работа. Яркий пример - брендинг ХМАО, который пару лет назад делало крупное московской PR-агентство. Проект уже давно забыт, о нем лишь напоминает баннер в центре Ханты-Мансийска.
3. Катастрофическая непоследовательность руководителей регионов в работе с партнерами. Насколько я знаю, это уже далеко не первый заход Калужской области на брендинг. О предыдущих областные чиновники в кулуарах конференций скромно говорят: "Не получилось". Не получилось - нанимаем следующих, и желательно совсем другого типа. И история повторяется. Эта же болезнь привела к банкротству или потере рынка и многие бизнесы, начинавшиеся в 1990е и увлекшиеся в какой-то момент креативными экспериментами.
В общем, грустно. Такими вещами хорошие идеи дискредитируются. 

Комментариев нет: